Уникальный человек Риддера. Вдовина Людмила Александровна

-
274

УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК РИДДЕРА Вдовина Людмила Александровна, Заслуженный учитель КазССР

«Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» — эта строчка из стихотворения Некрасова стала крылатой. Она посвящена всем, кто учит разумному, доброму и вечному, кто поставил перед собой в жизни задачу «намеком натолкнуть на честный путь к развитию способную натуру», кто стал образцом для подражания, непререкаемым авторитетом.

Для нескольких поколений учеников и учителей нашего города таким жизненным ориентиром стала Людмила Александровна Вдовина, Учитель Его величества Литературы.

Это имя хранят в своем сердце и с благодарностью произносят сегодня и именитые ученые, и талантливые преподаватели университетов, и выдающиеся инженеры, и высококлассные врачи – ей сегодня летят поздравления со всего света от нескольких поколений выпускников школы № 10, школы-гимназии… Людмила Александровна очень гордится успехами всех своих учеников. И все же свою миссию она видела и видит в том, чтобы через художественное слово научить жить каждого своего ученика с великим толстовским СО: со-знание, со-переживание, со-чувствие, со-причастность, со-действие, научить читать и размышлять, чувствовать и самостоятельно делать выводы, бояться равнодушия, лени и жестокости в самом себе.

Наверное, физиологический секрет личностей неординарных, ярких, одаренных будет раскрыт учеными в будущем. А вот секрет души настоящего учителя известен с сотворения мира – делиться Любовью, Знаниями и душевным богатством с каждым своим учеником, видеть в каждом «я» всю вселенную.

Вся жизнь Людмилы Александровны связана с родным городом. Она родилась 2 марта 1944 года. Мама Зайцева Анастасия Андреевна была учителем средней школы № 12, поэтому с раннего детства Люда играла в школу, рассаживая своих кукол и подружек за самодельные парты из подручных досочек. Тогда лихолетье войны – полуголодное, тревожное и горькое – для детей заполняли добрым словом и заботой именно учителя. Отец Вдовин Александр Николаевич почти не бывал дома, он был одним из руководителей города, был избран первым секретарем горкома партии. Старожилы помнят его, как очень строгого и в то же время очень чуткого руководителя. Он очень любил детей, и дети его любили. По улицам города он всегда ходил пешком и всегда в окружении стайки ребятишек.

Учитель Анна Михайловна Малкина для Люды Вдовиной стала проводником в безграничный мир литературы. В старших классах Людмиле доверяли самой проводить уроки – настолько увлечена и начитана она была. Поэтому после окончания школы с золотой медалью выбор для нее не стоял – только в Казахский государственный университет, только на филологический факультет!

С восторгом Людмила Александровна вспоминает свои студенческие годы. Алма-Ата стала в то время одной из столиц науки и культуры СССР. Университеты, институты, библиотеки, театры были наполнены самыми высокими достижениями советской культуры благодаря эвакуированным в годы войны именитым профессорам и доцентам. Людмила с жадностью впитывала каждое слово, произнесенное с кафедры. В студенческие годы родилась молодая семья выпускников школы № 12 г. Лениногорска Людмилы Вдовиной и Сергея Чулкова. Их любовь, зародившаяся еще на школьной скамье, прошла проверку временем и обстоятельствами, подарив им двоих детей и более 55 лет супружеского счастья!

После окончания КазГУ в 1967 году Людмила Александровна вернулась в Лениногорск и была принята учителем литературы в одну из новых школ города, школу № 10. И всё. И больше записей в трудовой книжке Вдовиной Л.А. нет, за исключением нескольких лет, когда мужа командировали в Монголию. Более 45 лет верного служения своей школе и своим ученикам! Всё, чем одарила природа, всё, что впитала от своих учителей и профессоров, Людмила Александровна щедро отдавала.

На «литературе» начинали рассуждать, цитировать, отстаивать свою точку зрения даже самые зажатые и не говорящие ученики. И только, наверное, письменный стол знал, сколько сил и труда учитель Вдовина вкладывала в каждый свой урок. На её уроках работало всё: красота и артистизм учителя, индивидуальные задания с учетом возможностей любого ученика, музыка, оформление кабинета…

Этот кабинет литературы был оформлен по личным эскизам Людмилы Александровны (она до сих пор с благодарностью вспоминает своего школьного учителя рисования Артура Александровича Пфайфа). Кроме того, Людмила Александровна успевала прочитать все научно-популярные и литературоведческие материалы газет и журналов, взять из них нужные ей зёрна текстов и фото, и оформить их для стендов, дизайнерски и стильно, как сказали бы сейчас. Кроме уроков — должность заведующей учебной частью, расписания, журналы, методическая помощь молодым учителям, ответственная работа в партийной ревизионной комиссии. А ещё, для души, организация «Алые паруса», клуб «Бригантина», театр «Пламя», перевод школы в статус гуманитарной гимназии с углубленным изучением литературы…

И никаких компьютеров, гаджетов, готовых ответов из интернета. При этом, всё, за что бралась Людмила Александровна, становилось ярким, насыщенным, значительным, а главное – «заразным», на неё старались быть похожими, ей старались соответствовать. Закономерно, что у такой мамы и бабушки, выросли талантливые, творческие дети и внуки – ведь она познала сама и показала им этот радостный путь открытий.

Став уже известным и заслуженным учителем, Людмила Александровна взялась за совершенно новое для себя дело – Авторскую школу, в которой преподавала 15 лет для учителей русской и казахской литературы. Это было время становления нового казахстанского образования, новых учебников, новых учителей. Но оказалось, что все новомодные «портфолио». «кластеры», «критические мышления» и пр. — давно уже заложены в авторской методике Вдовиной. Достаточно посмотреть на её конспекты лекций – это совершенно уникальная техника анализа того, что, казалось бы, анализу не поддается – художественного произведения.

Филигранное прочтение, погружение в глубины символов и смыслов – это всегда было основой мастерства Людмилы Александровны. Но с годами опытный мастер выработал свой собственный стиль подачи материала. Умение работать с текстом, умение укладывать глубокую мысль в краткие опорные конспекты — стало отличительной чертой всех, кто называет себя сегодня учеником Вдовиной. Выход на пенсию не стал для Людмилы Александровны окончанием учительства. К ней идут новые и новые ученики. У неё просят совета, к ней обращаются, чтобы не выгореть профессионально, её молодые коллеги. И вновь в руках Людмилы Александровны книги, тетрадь для конспектов и ручка для тонкого почерка, а в глазах — мудрый свет веры в чудо каждого Я… Специалист РИКМ Елена Путинцева, ученица Вдовиной Л.А.: — Людмила Александровна, этот музыкальный подарок для Вас! Этот удивительный по красоте романс стал когда-то гимном нашего педагогического коллектива гимназии с Вашей легкой руки…Спасибо Вам за подаренную интересную жизнь в нашей профессии!

Нет комментариев. Ваш будет первым!